триаксиды
КОСТЕЛ СВЯТОГО СИМЕОНА И СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ

   Костёл святого Симеона и святой Елены, часто называемый также КРАСНЫЙ КОСТЕЛ -
наиболее известный католический храм Минска.



   Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Рспублики Беларусь. В ряде источников, включая воспоминания самого основателя храма Эдварда Войниловича, стиль храма характеризуется как неороманский, в ряде других, как неоготика с чертами модерна.
   Костёл находится на Площади Независимости в непосредственной близости от Дома Правительства и отеля Минск.


ИСТОРИЯ
Костел до 1917 года

   История возведения Красного костела в Минске ярко отражает ситуацию со строительством новых католических храмов на территории северо-западных губерний Российской империи. Ещё во второй половине XIX в. стало очевидно, что костел Имени Пресвятой Девы Марии, бывший кафедральный, который остался единственным католическим храмом в Минске, не в состоянии поместить всех, кто приходит на богослужения. Не очень могли помочь в этом и небольшие филиальные костелы – Пресвятой Троицы на Золотой Горке и Воздвижения Креста Господня на Кальварии. Тем не менее, все попытки католического населения города получить от властей разрешение на возведение нового костёла в Минске не имели успеха вплоть до издания в 1905 г. царского манифеста о свободе совести.

          

   Строительство храма началось в 1905 г. Фундаторами нового костёла на пересечении улиц Захарьевской (ныне проспект Независимости) и Трубной (ул. Берсона) стали известный государственный и политический деятель Эдвард Войнилович и его жена Олимпия, в девичестве Узловская. Новый храм должен был быть освящён под титулом святого Симеона и святой Елены, в память о преждевременно умерших детях фундаторов. Для строительства был выбран проект известного архитектора профессора Варшавской академии искусств Томаша Пайздзерского. В реализации проекта ему помогали архитекторы Владислав Маркони и Генрих Гай. Костел был задуман в стиле неоромантики с элементами готики и сецессии и был рассчитан на 2500 верующих.
   25 сентября 1906 года был торжественно освящён краеугольный камень будущего костела.
Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола. Над городом возвысилась многоярусная башня-колокольня нового храма, которая стала символом возрождённой католической веры и вознесла кресты на самую высокую точку в Минске того времени. Такой высоты не достигали даже кресты костёлов XVIII в., когда Минск был городом католических монастырей. Кроме этого, костел святых Симеона и Елены стал самым большим в городе.
   20 сенября 2010 г. архиепископ Ключинский освятил храм и при костеле святых Симеона и Елены был утверждён новый минский приход. В скором времени количество прихожан превысило девять тысяч человек.
   Величественный храм построили из красного кирпича, что дало ему второе название – Красный костёл.
   День 21 ноября 1910 г. стал подлинным праздником. Должно быть, весь город собрался на звук колоколов «Михаила», «Эдварда» и «Симона», которые провозгласили с высоты костельной башни об освящении нового храма в Минске.
   
Костёл после Октябрьской революции.

   Но радовать минчан боем колоколов Красному костёлу довелось недолго. Уже в 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию.   
   В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго.
   Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем - Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.   

               

   В советское время здание подверглось перестройке - появились пристройки на левом боковом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения.
   В 1970-е гг. сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.    
   Только в 1990 г. костел святых Симеона и Елены возвращается к верующим, и сразу же начинаются реставрационные работы под руководством архитектора Л. Ивановой. На башнях снова возвысились кресты, на сводах и в пресвитерии была расчищена роспись. Система подземных помещений объединила всю территорию между костелом и приходским домом. Теперь тут размещаются часовня Матери Божьей Будславской, большая библиотека, залы.
   В 1996 г. начал свою работу первый в истории Беларуси Синод Римско-католической Церкви. Именно в честь этого события перед входом в костел появилась бронзовая фигура Архангела Михаила работы скульптора И. Голубева. Бронзовые фасадные вывески при входе в костел и шикарные двери главного портала сделаны скульптором С. Логвином.
   В 2000 г. была возведена мемориальная колокольня «Колокол Нагасаки» (японский архитектор Марияма) в память о жертвах Чернобыля, Хиросимы и Нагасаки.


АРХИТЕКТУРА

   Костёл святого Симеона и святой Елены представляет собой пятинефную, трёхбашенную базилику асимметричной объёмно-пространственной композиции с мощным трансептом, торцы которого решены также, как и главный фасад - с большим окном-розой под треугольным фронтоном. Первоначально храм имел три апсиды в конце каждого нефа, но после перестройки в советский период они были объединены в одну центральную полуцилиндрическую апсиду.


  
   Ядром архитектурной композиции является 50-метровая прямоугольная четырёхъярусная башня в юго-восточной части. Необычно то, что две шатровые малые башни костёла поставлены не на главном фасаде, а по бокам алтарной части.
   Скульптуры были выполнены скульптором Зигмундом Отто, ему же принадлежит авторство амвона, ограждений, бронзовых деталей. Живопись на сводах и стенах, оконные витражи принадлежали авторству художника Франциска Бруздовича.

   ПАМЯТНИК АРХАНГЕЛУ МИХАИЛУ, историческому покровителю Беларуси, расположился в центре города, возле костела Святых Симеона и Елены. Сам памятник достаточно молодой, ему нет и двадцати лет, но сложно представить площадь без этого монумента, настолько органично он вписался в окружающее пространство и до того сильные эмоции он вызывает.
   Возведение памятника относится к течению, в рамках которого столицу Беларуси активно украшают разнообразными бронзовыми изваяниями.


   
   Бронзового Михаила, как свидетельствует из подписи, посвящают Защитникам Бога, Веры и Христианства. Изваяние отличается невероятной динамикой и силой эмоционального впечатления. Замахнувшийся Архангел, согласно легенде, пронзает горло змея, побеждая тем самым Зло. Огромную амплитуду выдают широкая постановка Архангела, размах рук, держащих огромное копье, и напряжение в крыльях. Развевающиеся волосы окружают строгие черты усталого лица – видно, что этот бой дался ему не без труда. А коварный змей извивается кольцами вокруг ног Святого и задирает голову вверх в последнем вдохе.

ВНИМАНИЮ ГОСТЕЙ ОТЕЛЯ МИНСК        

   Костел Святого Симеона и Святой Елены находится на площади Независимости, в непосредственной близости от отеля Минск.
   Из окон определенной категории номеров отеля открывается замечательный вид на архитектурный ансамбль площади Независимости, неотъемлемой частью которого является костел Святого Симеона и Святой Елены.


  
   Гости отеля могут посетить костел в любое удобное для себя время, совершив короткую пешую прогулку по площади Независимости. В костеле можно совершить религиозный обряд, посетить службу (на русском, белорусском, польском языках), приобрести религиозные атрибуты и сувенирную продукцию, совершиь экскурсию по достопримечательностям храма.